29.03.2024

Информация

Вход

Комментатор телеканала Eurosport Сергей Курдюков накануне биатлонного сезона дал эксклюзивное интервью Sports.ru и рассказал о том, как готовится к репортажам, улавливает в них интригу, объяснил, зачем нужны эмоции и крик, оценил коллегу Дмитрия Губерниева и его шутки, чуть-чуть коснулся темы допинга и дал понять, что учиться никогда не поздно.

- Сергей, как готовитесь к биатлонным репортажам? Сколько источников просматриваете?

– Их очень много, и с каждым годом становится все больше. В лыжных видах традиционно более активны немецкие журналисты. Но отмечу, что российские, украинские, белорусские ресурсы более чем «живые» и очень здорово развиваются. Это касается и печатной прессы, и сайтов, многие из которых держатся на энтузиазме. Русскоязычные ресурсы на сегодня точно превосходят, например, англоязычные. Отслеживаются и свои, и международные новости. Ну и без сайта IBU – тоже никуда. Потому что там много базового, статистика – чтобы посмотреть, сравнить, полистать тот же анализ гонки.

«У нас, комментаторов, в последнее время появилась привычка ориентироваться по тем болельщикам, кого они видят на форумах, кто активно ведет диалог»

- Насколько качественно сейчас показывают биатлон?

– Естественно, есть куда развиваться, но очень многое зависит от компании, которая формирует картинку. Порой случаются всякие перекосы. Бывает, что на экране нет человека из второго эшелона, который в это время явно идет на очень хороший результат, и за которым мы следим только благодаря «Сивидате» – а режиссер и операторы так и ведут проигрывающего фаворита.

Есть наболевшая «проблема красной группы» – но это скорее вопрос к регламенту. То есть, гонка уже сделана, а мы еще минут 40 показываем откровенных статистов.

У нас, комментаторов, в последнее время появилась привычка ориентироваться по тем болельщикам, кого они видят на форумах, кто активно ведет диалог, высказывает пожелания и так далее. Которые так же компьютеризированы, сидят во время гонок с «Сивидатой» и кучей других ресурсов. Но мы должны понимать, что это даже не 50 процентов болельщиков. А есть очень многие, что сидят у телевизоров и просто не хотят гонять мышку по коврику, когда что-то происходит в гонке. Они хотят полностью отдаться тому, что происходит на экране. Таких людей мы должны в первую очередь снабжать всем, что успеем.

- У вас были репортажи, которыми оставались довольны на… 110 процентов?

– Наверное, на 110 процентов никогда не будешь доволен. Если так — значит, перестал развиваться. Всегда будешь чувствовать, что ты не смог, что можно было сделать. Отлично, если удалось раскрасить соревнования тем цветом, которым они действительно были выкрашены, если донес свой мэсседж и получил вместе с болельщиками большое удовольствие, чувствовал контакт, разделил радость и огорчение; если, в конце концов, победил тот, за кого переживал. Ну и, конечно, если не было технической «грязи», которая неизбежна в каком-то объеме.

«Наверное, на 110 процентов никогда не будешь доволен. Если так — значит, перестал развиваться»

- Комментарий гонки на 30 км в Турине с победой Дементьева вспоминаете?

– Конечно. Но он приобрел известность в силу того, что ролик с записью финиша распространился по Youtube. На самом деле, эмоциональные взрывы подобного рода за карьеру случались не один раз. Но, безусловно, то был особый день. Опять же, как это сложилось: там был момент интриги, отчаяния, неверия, преодоления, а потом победы – и все за достаточно короткий период времени.

- Некий спортивный катарсис?

– Ну, если угодно, то так. А ради чего мы всем этим занимаемся? Конечно, есть много моментов для мотивации. Но этот – один из главных. Такими событиями ты и живешь, во многом ради них делаешь свою работу. И ты буквально чувствуешь, как человек на дистанции и тысячи болельщиков находятся с тобой в одном энергетическом потоке.

- Что проще – комментировать биатлон, который идет полтора-два часа, или велоспорт, где бывают более длинные гонки?

– В физическом плане это вполне сопоставимо. В биатлонной гонке очень быстро меняются события; люди, за которыми мы следим, за которых болеем, и мировые «звезды» расставлены более-менее равномерно по всему репортажу, то есть каждый раз идет «подхлест». В велоспорте нет такого постоянного и колоссального напряжения внимания. В биатлоне ты вынужден держать очень много объектов одновременно и не упускать главную нить. Я бы сказал, что биатлон, как правило – это средняя дистанция. Бывает и спринтерская, но речь не о спринте как виде программы. Я имею в виду масс-старт, когда гонка началась и закончилась в сжатый период времени. Все перед тобой – многие вещи, которые идут параллельно, можешь опускать, и полностью раствориться в происходящем.

Есть «средние комментаторские дистанции», и любой спортсмен скажет, что выступление на средней дистанции в любом виде – это очень специфическая и колоссальная нагрузка. А есть марафоны, подобные велосипедному, там многое решает выносливость, хотя «рывки» тоже приходится делать. Но есть время делать и «лирические отступления», при этом практически ничем не рискуя. Хотя бывают проколы, падения – и тогда длинную историю приходится быстро сворачивать.

«В биатлоне тебе очень многое хочется сказать попутно, но существует большой риск потерять нить репортажа»

В биатлоне тебе очень многое хочется сказать попутно, но существует большой риск потерять нить репортажа. Иной раз удается «подкрасить» новостями из команд или рассказом о месте проведения.

- Вас часто сравнивают с коллегой Губерниевым. Кто-то говорит, что у вас мало эмоций, а кто-то считает, что у Дмитрия их слишком много. Как относитесь к этим разговорам?

– Наблюдать за этой полемикой иногда просто забавно. Потому что ведь мы с ним яблоки с одного дерева, у нас прекрасные взаимоотношения. Мы вместе довольно долго работали на «Евроспорте», даже некоторые виды делили на двоих – двоеборье, прыжки с трамплина, например.

Формировались похожим образом, у нас очень похожая идеология: рассказывать о живых людях, видеть в спортсменах личностей, искать интересные подробности, в то же время ощущать происходящее на дистанции изнутри, а не с некоего отдаления, чувствовать себя спортсменом на дистанции — это нетрудно, в силу жизненного опыта. Разыскивать в нас диаметральные противоположности абсолютно бессмысленно. Ну, а болельщику на то и дан выбор — кому то нравится один комментатор, другому другой, это нормально.

Есть еще момент специфики. Например, в силу того, что у нас «Евроспорт», то мне необходимо не упускать из виду всех спортсменов с постсоветского пространства. Те люди, на чьи страны мы вещаем по-русски, не должны чувствовать себя обделенными. И почитайте наши форумы — границы не мешают единению людей из самых разных стран, уж, по крайней мере, за соседей подавляющее большинство переживает.

Ну и, кроме того, у канала давняя установка отдавать должное чемпиону из любой страны, у нас уникальный интернациональный канал, говорящий на 22 языках. Мы тоже по-особому болеем за российских биатлонистов, но у «Спорта» это более ярко выражено — так это и естественно. И от Димы, кстати, я тоже никогда не слышал «Давай, дави их!». Те репортажи, которые я смотрел (их и не так много, ведь мы ведем одни и те же соревнования), оставили впечатление, что у него достаточно объективное и уважительное отношения к соперникам.

«От Димы, кстати, я тоже никогда не слышал «Давай, дави их!». Те репортажи, которые я смотрел, оставили впечатление, что у него достаточнои уважительное отношение к соперникам»

- Мне кажется, что шутки Дмитрия порой воспринимаются слишком серьезно.

– Да, многое по ту сторону экрана воспринимается неправильно. Но вообще приходится осознавать, что у бурного роста популярности биатлона есть обратная сторона. Потому что много людей пришло в болельщицкие ряды с идеологией «Даешь! – Долой!» То есть, и в биатлоне появились своеобразные «ультрас», очень далекие от спорта в принципе. Слава богу, они пока что не вышли на улицы бить болельщиков команд-соперниц или просто мирных прохожих, и вряд ли там когда-то появятся — специфика вида не та. Но, к сожалению, вместе с волной всегда поднимается и пена. Ждать объективного подхода в этом случае не приходится.

И еще хотелось бы вернуться к теме эмоций. Невозможно держать внимание и добиться внятного понимания от аудитории, если ты взлетел на одну высокую ноту и на ней остался — это из азов техники. Психология давно знает, что напор максимальных эмоций от и до превращает то, что говорится, в информационный шум. Это как спектакль, здесь должно быть внутреннее развитие, за снижением следует взлет. И еще — если проявление эмоций воспринимается только в виде крика — нет ли здесь проблем с восприятием? Крик – отражение события, кульминации. Ну и от тех, кто смотрит мои репортажи более-менее регулярно, упреков в неэмоциональности не слышал никогда.

- Вы обращаете внимание на работу своих коллег из других видов спорта – футбола, например? Вам есть, что почерпнуть из их работы?

– Обмен, «подсматривание-подслушивание» каких-то позитивных вещей — в том числе и у зарубежных коллег — безусловно, существует. Без взаимного влияния в нашей профессии не обходится. Есть люди, чья работа мне нравится, а удручают по-настоящему только те, кто не работает, а отбывает номер. Но я бы не хотел называть конкретных имен. Не дело комментатору быть арбитром для своих коллег, пусть оценки выставляют болельщики.

- Допинговый скандал повлияет на репутацию, популярность биатлона в наступающем сезоне?

– Из того, что я слышу в разговорах болельщиков и вижу, читая форумы — да, тень есть. Пока не начались соревнования, это особенно заметно. Как будет по мере развития сезона – не знаю. Подобное пережил велоспорт. И там на сегодняшний день болельщицкий интерес и количество скандалов мало зависят друг от друга. Увы, но в вело постоянные антидопинговые разбирательства стали частью жанра. Для биатлона крупные допинговые скандалы новы, поэтому имеет место такой резонанс.

«От тех, кто смотрит мои репортажи более-менее регулярно, упреков в неэмоциональности не слышал никогда»

- Почему не обновляете свой блог на сайте «Евроспорта»?

– Блог требует систематизированного подхода, регулярности. Помимо репортажей и подготовки к ним, в жизни происходит много всего разного: активно сотрудничаю с печатными изданиями, пытаюсь тренироваться — а в сутках только 24 часа. Увлекся немного другими формами – Twitter, например. Там есть возможность несколькими фразами выразить свои мысли по поводу тех или иных событий. Но если почувствую, что это может быть интересно болельщикам – может быть, в олимпийском сезоне снова возьмусь за блог, все-таки особенный год.
http://www.sports.ru/biathlon/51369779.html

 
created by neonix 2005