29.03.2024

Информация

Вход

Уже больше недели мужская сборная России по биатлону под руководством Владимира Аликина находится на первом снежном сборе в Австрии. Перед вылетом на этот сбор Владимир Александрович рассказал нашему корреспонденту о том, как идет подготовка к сезону, кого планируется заявить на первые этапы Кубка мира и что он думает о медальных планах.
Мы уже рассказывали о том, что сбор в Австрии продлится до 1 ноября и в нем принимает участие вся мужская команда, а также олимпийская чемпионка Турина Альбина Ахатова.

– Владимир Александрович, как вы оцените прошедшие сборы?
– В принципе, все сборы, которые мы планировали, прошли без проблем. Единственная неприятность произошла с нами в Обертиллиахе, об этом уже говорили и писали в прессе. Дело в том, что мы там заказали не очень удачный отель. Наверное, это была отчасти наша собственная вина, потому что мы этот отель не знали. Старый отель, в котором мы останавливались раньше, оказался закрыт, мест в других отелях в Обертиллиахе уже не осталось, и нам предложили отель в местечке Унтертиллиах. Но, во-первых, оно находится достаточно далеко от стрельбища, километрах в семи-восьми, что не очень удобно. Во-вторых, мы приехали как раз в то время, когда началась Олимпиада в Пекине, а там не работало ни телевидение, ни интернет – буквально ничего. Еле разобрались с хозяином, чуть не со скандалом, конечно, но переехали в Обертиллиах. Сами нашли места в нескольких разных отелях. В общем, вот эти два дня были не очень приятными, а остальную часть сбора провели нормально, программу отработали полностью. С погодой нам вообще на всех сборах повезло. Как итог – на летнем чемпионате России, который проходил в Уфе, ребята выступили нормально. По большому счету, никаких проблем не было. 

 – Удалось выполнить запланированный объем работ?
– Да. Мы контролируем подготовку по индивидуальным планам, которые есть у каждого спортсмена. По объемам мы даже идем с маленьким перевыполнением. Когда хорошие условия, ничто не мешает и времени хватает, естественно, что ребята работают и выполняют запланированное. Надо, конечно, понимать, что объем все-таки считается ориентировочно, это не догма. Иногда можно сделать больше скоростной работы – объем не выполнить, но будет больше пользы; иногда наоборот. Сейчас у нас почти все ребята чуть-чуть с перевыполнением идут.

 – В целом вы довольны формой спортсменов на данный момент?
 – Да, в основном довольны. Все работают, серьезных проблем со здоровьем, слава богу, ни у кого нет. Были мелкие болезни: простуды, легкие ушибы при падениях – обычное дело. Разве что у Альбины Ахатовой были небольшие проблемы со здоровьем, но это естественно, потому что она ездила на все сборы с ребенком. Но я думаю, что за два оставшихся сбора все встанет на свои места. Хотя я считаю, что она достойно выступила на чемпионате России для той формы, в которой на тот момент находилась.

– Подготовку к зиме вы проводите так же, как в прошлом году, или что-то поменялось?
– Конечно, с каждым годом мы вносим что-то новое. Вообще-то, мне не хотелось бы об этом много говорить, речь все-таки идет о нашей профессиональной тайне. В этом году мы загрузились побольше, чем обычно, но у нас еще есть время. На глетчере мы обычно накатываем 500-550 километров, это лыжная работа. Потом в Хантах мы начинаем разгонять спортсменов, а за неделю до начала соревнований уже приезжаем на место, неделю акклиматизируемся перед первым этапом Кубка мира.

– Насколько отличаются методики подготовки у ваших основных соперников – немцев, норвежцев?
– К сожалению, мы до сих пор не имеем представления, как они тренируются. Мы этого не знаем, а хотелось бы, конечно…

– То есть никакого обмена опытом у вас нет?
– Да нет, конечно, нет. Каждый тренер старается применять свою методику. У них своя методика, своя медицина, у нас своя. Вот уже на протяжении двух лет результаты наших спортсменов показывают, что мы находимся на верном пути. Ребятам стало приятно выступать, не стыдно смотреть в глаза болельщикам, родным и близким, поэтому, мне кажется, что-то менять сейчас просто нет смысла.

– Гонка в Пюттлингене и чемпионат России показали, что Дмитрий Ярошенко по-прежнему испытывает некоторые проблемы со стрельбой стоя. В чем вы видите причины и какие меры предпринимаете?
– В этом году Дима хотел попробовать что-то изменить в своей стрелковой подготовке, в частности, сделал покороче ложу винтовки. Естественно, стрельба у него сразу, с первого сбора была, скажем прямо, плохая. Потом с каждым сбором он все наращивал, наращивал, наращивал и в итоге пришел к тому уровню, который у него был раньше. Думаю, что он все для себя понял, и у нас еще есть время для работы над нюансами. Я вообще считаю, что очень хорошо, когда спортсмен сам ищет решение проблем, конечно, если это не идет в ущерб результату. Если начинаются совсем уж грубые ошибки, тогда мы, конечно, объясняем спортсмену, почему нельзя так делать.

 – Как вы относитесь к летним шоу-гонкам?
– Это нормальные соревнования, где выступают все сильнейшие спортсмены. Это нужно для того, чтобы спортсмены могли лишний раз встретиться, пообщаться между собой. Мы не можем отказываться от участия в таких мероприятиях – нас просто не поймут. Вот летний чемпионат мира все страны в принципе игнорируют, хотя, как вы знаете, за летний чемпионат мира у нас в Международном союзе биатлонистов отвечает Александр Иванович Тихонов. Туда едут обычно представители бывших советских республик. В этом году чемпионат проходил во Франции, естественно, там была французская сборная. Но ни норвежцев, ни кого-то еще из сильнейших там не было. Да и мы тоже в этом году не поехали. Хотя два года подряд нам давали одно место без отбора для сборной команды, чтобы выступить там в лыжероллерной программе. Первый раз мы делегировали Максима Чудова, потом Михаила Кочкина. Они выступили достойно, выиграли там все. В этом году федерация нам такого шанса не предоставила. На тренерском совете я задал вопрос об этом, и мне ответили, что необходимо было оговаривать такую возможность заранее. Хотя я считаю, что нам могли это предложить. В конце концов, вы сами видели, как мы там выступили на лыжероллерах. Я считаю, что для лыжероллеров это провальное выступление на летнем чемпионате мира.

– Если бы в будущем в России организовали летнюю шоу-гонку типа той, что проходит в Пюттлингене, вы бы отпустили ребят поучаствовать?
– Если на нее будут приезжать все сильнейшие спортсмены, почему бы не принять участие. Это же прекрасное шоу, его показывают по телевидению. К тому же организаторы приглашают спортсменов лично. В прошлом году от нас ездил Иван Черезов, в этом – Дмитрий Ярошенко. Почему не отпустить? Это та же самая скоростная работа. Нормальное явление, так и должно быть. Речь идет о популяризации биатлона, причем не летнего, а зимнего, ведь там выступают все те, кого вы видите зимой на экранах.
– Кто из спортсменов может не сомневаться в том, что поедет на первый кубковый этап в Эстерсунде?
– Если не будет проблем со здоровьем, то это в первую очередь наша эстафетная четверка. Затем, призеры – Максимов и Маковеев – это уже шесть человек. Что касается седьмого, то мы будем смотреть по двум оставшимся сборам. Скорее всего, возьмем семь человек, потому что восьмой – это запасной, ему лучше поехать на этапы Кубка Европы и там тренироваться, набирать форму.

– По сравнению с началом прошлого сезона в команде появились новички – Шипулин, Гусев, Ушаков. Вы видите сейчас в ком-то из них потенциального кандидата на участие в чемпионате мира?
  Когда я приступил к работе в сборной, мы брали в команду молодежь с целью накатывать их в течение четырехлетнего олимпийского цикла, чтобы у нас был какой-то резерв, чтобы они варились в этой каше вместе с основными спортсменами. У нас была на этот счет договоренность с федерацией, мы даже отобрали себе несколько спортсменов. Несмотря на это, на тренерском совете от нас требуют объяснять, на каком основании мы берем людей в команду, проходят ли они по рейтингу. Я считаю, что человека обязательно надо повозить по этапам Кубка. Ну, не получилось у него в этом году, получится на следующий, на третий год – так было и с Маковеевым, и с Чудовым и с Кругловым, когда их начинали возить со сборной командой. В последнее время, к сожалению, этой возможности нам почему-то не дают. Но вот в этом году взяли в команду Артема Гусева, Артема Ушакова, Антона Шипулина. Они хорошие ребята, но что у нас с ними получится, будем смотреть зимой. 

– В прошлом году вы говорили, что Шипулин значительно уступает ребятам из основного состава сборной в физподготовке. Сейчас ему удалось приблизиться к их уровню?
– Ну, я говорил не о физической подготовке, а о результатах. Если сравнить результаты, допустим, «Ижевской винтовки», где бежали спринт мужчины и юниоры, там действительно была заметная разница в скорости. Раньше у нас были сильные юниоры, которые могли наравне с мужчинами войти в тройку. Что касается Антона, то он в этом году выиграл по юниорам чемпионат Европы и чемпионат мира, естественно, нам хотелось посмотреть на него в Увате на чемпионате России, но он там приболел и спринт не бежал. Тем не менее, мы его включили в состав сборной команды, и он готовится с нами. Он парень тренированный, эрудированный, претензий по работе у меня к нему нет. Он отличный стрелок, даже выиграл у нас одну контрольную по стрельбе. Конечно, мы даем ему нагрузки немножко поменьше, чем основным спортсменам, потому что надо его поберечь. В общем, если федерация отнесется с пониманием, то надо его вводить в состав сборной, провозить по всем этапам Кубка Европы.   

– Говорят, что на тренерском совете в Уфе вы предлагали собственный проект системы отбора на январские этапы и там была какая-то дискуссия по этому поводу.
– В этом году нам предложили очень жёсткие условия: сейчас чтобы поехать без отбора на январские этапы Кубка мира, на предновогодних этапах нужно два раза быть в десятке или два раза выиграть эстафету. Если раньше речь шла о том, чтобы два раза попасть в тройку, то, извините, сейчас у нас всего две эстафеты и мы должны их обе выиграть. Ведь есть и другие сильные команды – норвежцы, немцы. Зачем такие жесткие условия делать – это может пойти не на пользу сборной. А между тем сейчас на летнем первенстве в Уфе было видно, что у нас совершенно нет сильного резерва – вот над чем на самом деле нужно работать.   

– Вы готовы к тому, что после прошлогоднего большого успеха от команды будут ждать большего, болельщики будут строже судить о выступлениях сборной?
– Болельщикам всегда хочется, чтобы было больше побед, больше медалей. Но надо все-таки помнить – другие команды тоже работают. Я думаю, после неудачного выступления на последнем чемпионате мира в этом году снова поднимутся немцы. У норвежцев еще не закончил выступать Ханеволд, набирает обороты Свеннсен. В хорошей форме сейчас француз Фуркад, он хорошо выступил на летнем чемпионате мира. Так что конкуренция будет жесткая. Мы тоже, конечно, не дремлем, но сейчас хотим хотя бы остаться на прежних позициях. По медалям на мужских стартах план тот же: 2-1-1. Это нормально, не надо много об этом говорить, завышать цены. Как было перед летней олимпиадой: руководители заявляют о своих амбициях – завоевать медали, обыграть Китай – а в итоге получается, что медалей в два раза меньше, чем планировалось. Надо реально смотреть на вещи.



Источник: Ольга Курчаткина, СББ
http://rbu-biathlon.ru/news/1099.html
 
created by neonix 2005